Московский метрополитен в годы Великой Отечественной войны

В годы войны московский метрополитен являлся оплотом, надеждой для москвичей и всей страны, предоставляя возможность укрытия тысячам людей. А главное – московское метро строилось, открывались новые станции. Это давало колоссальную веру в победу. В 12 часов дня 22 июня 1941 года Молотов выступил по радио с официальным обращением к гражданам СССР, сообщив о нападении Германии на СССР и объявив о начале войны.

В этот же день по распоряжению Наркомата путей сообщения начались первоочередные работы по мобилизационным планам. Командный состав и некоторые работники метрополитена были переведены на казарменное положение.

На станции «Красные ворота» был оборудован командный пункт руководства и оперативно-диспетчерского аппарата Народного комиссариата путей сообщения, где круглосуточно дежурили руководящие работники. На станциях «Белорусская», «Площадь Свердлова» и некоторых других разместились различные военные организации.

Буквально на второй день войны начались работы в мастерских метро, которые могли хоть в какой-то мере помочь Красной армии. С первых дней войны более 30% работников метрополитена ушли в действующую армию, истребительные батальоны и народное ополчение. На остальных была возложена задача обеспечить работу метро в трёх режимах: транспортного предприятия, укрытия, а также обслуживания дополнительных устройств.

В первый месяц войны в городе и днём и ночью несколько раз объявлялась воздушная тревога, как потом выяснилось – учебная, во время которой отрабатывались действия работников метро по снятию и подаче напряжения, расстановке составов на станциях, по приёму и размещению населения.

Новая функция метрополитена в качестве бомбоубежища потребовала колоссальной организационной работы от его сотрудников. На путях в тоннелях были настланы дощатые полы, для облегчения спуска с платформ в тоннели на всех станциях установили откидные металлические мостики, завезли детские кроватки и топчаны, провели дополнительное освещение, позаботились о наличии питьевой воды, оборудовали туалеты.

Помимо действующих линий в качестве бомбоубежищ использовались тоннели третьей, незаконченной очереди «Площадь Свердлова – ЗИС». Также под убежища приспособили перегоны и недостроенные платформы.

22 июля 1941 года в Москве впервые прозвучала настоящая воздушная тревога: вражеская авиация совершила налёт на советскую столицу. Опыт, приобретённый при объявлении учебных воздушных тревог, помог работникам метрополитена успешно справиться с задачей по укрытию: на платформах станций разместились женщины и дети, инвалиды и престарелые.

Первый налёт гитлеровской авиации оказался особенно сильным. Он нанёс повреждения некоторым объектам метрополитена. На главные мастерские упала фугасная бомба, прямым попаданием был разрушен роликовый цех. На площади Белорусского вокзала при бомбёжке была повреждена магистральная водопроводная труба. Вода затопила площадь и вестибюль станции метро «Белорусская», проникла в машинный зал эскалаторов. Серьёзно повреждённым оказался метромост: были разрушены устройства СЦБ и рельсы. Одна из фашистских авиабомб пробила перекрытие тоннеля на перегоне между станциями «Смоленская» и «Арбатская». Одновременно была разрушена магистраль городского водопровода, и вода хлынула в образовавшуюся воронку. Лишь самоотверженный труд метрополитеновцев позволил ликвидировать все последствия бомбёжек.

С того памятного дня, несмотря на большие повреждения, Московский метрополитен стал надёжным убежищем для москвичей. Едва наступали сумерки, время приближения воздушных налётов на столицу, к станциям метро торопились старики, женщины и дети. Стоило опасности миновать, как по тоннелям снова шли поезда. Если сигнал «Воздушная тревога!» объявлялся днём, метрополитен немедленно с транспортного режима переходил на режим укрытия населения, а после отбоя движение возобновлялось. Когда угроза воздушного нападения стала повседневной, Московский метрополитен с 18 часов, не дожидаясь сигнала воздушной тревоги, прекращал движение поездов, и население укрывалось на ночное время. Только осенью 1941 года ежесуточно предоставлялось убежище полумиллиону москвичей.

st-kurskaya.jpg Библиотека на станции Курская
Основная организаторская работа по координации всех подразделений проводилась службой движения. Весь обслуживающий персонал станций много сил отдавал организации движения, приёму и размещению людей в тоннелях и на платформах, информации населения, оказанию помощи больным, инвалидам и даже роженицам. (По данным за 1941 год, на станциях московского метро родилось 217 детей.) На станциях действовал 21 стационарный медпункт, работали библиотеки, проводились киносеансы, выступления концертных бригад. В агитпунктах шла большая работа с детьми, работали кружки рисования, вышивания, лепки, проводились учебные занятия. Вывешивались сводки Совинформбюро, плакаты, «Окна ТАСС», а также были организованны исторические выставки, посвящённые Кутузову, Суворову, Отечественной войне 1812 года.

Самоотверженно трудились работники противопожарной охраны Московского метрополитена. Силами только невоенизированных формирований МПВО столицы было обезврежено более 40 тыс. зажигательных бомб, потушено около 2 тыс. мелких пожаров. Личный состав пожарной охраны метрополитена в то грозное время проводил большую работу по недопущению пожаров и загораний на подземных объектах, где население укрывалось от налётов и бомбёжек фашистской авиации.

Работники эскалаторных станций обеспечивали чёткую и бесперебойную работу эскалаторов в период воздушной тревоги и отбоя, следили за закрытием и открытием герметических дверей, обслуживали железнодорожные электростанции (ЖЭС), установленные в тоннелях.

Огромная нагрузка легла на плечи путейцев. За короткий срок им предстояло тщательно осмотреть состояние путей после пребывания в тоннелях тысяч людей, своевременно подавать диспетчеру сигнал о готовности для пропуска поездов, поддерживать пути в состоянии безопасности движения.

Энергетики метрополитена следили за надёжностью энергоснабжения, монтировали резервные линии питания осветительных и сантехнических установок.

С полной отдачей трудились на своих местах машинисты электропоездов, они не только водили поезда, но и участвовали в проведении текущего ремонта подвижного состава. Каждый метрополитеновец старался внести весомый вклад в работу своего предприятия.

На второй день войны станция «Кировская» была закрыта для пассажиров. Дело в том, что в Кремле ещё только строилось надёжное убежище для обеспечения бесперебойной работы Ставки во время бомбёжек. И мало кто знал, что в неприметном особнячке с мезонином на улице Кирова 37, работает Сталин. В расположенном рядом большом здании размещалось Оперативное управление Генштаба, которое лифтом соединялось с подземным комплексом командного пункта. Со станцией метро он был связан пешеходным переходом, выход из которого располагался под наклонным ходом эскалаторов на уровне платформы. Первоначально, в течение первых двух месяцев, пока не были завершены все строительные работы, рабочие кабинеты Сталина и начальника Генштаба Шапошникова располагались в подплатформенных помещениях станции со стороны первого пути.

Москва превратилась в осаждённый город. В октябре 1941 года поступили распоряжения об эвакуации ряда московских промышленных предприятий и ценностей, это коснулось и метрополитена. Эвакуация оборудования началась осенью 1941 года, а 15 октября того же года был получен приказ о закрытии метрополитена. Его планировалось уничтожить. Ночью началась подготовка к затоплению метрополитена, его объекты минировались. Рубился электрокабель, на станции «Динамо» приступили к демонтажу эскалаторов, на подстанциях демонтировались трансформаторы, а в депо «Сокол» готовились к эвакуации последние вагоны. Утром 16 октября впервые с начала эксплуатации метро не было открыто.

Когда люди увидели закрытые двери метрополитена, в Москве началась настоящая паника. Государственный Комитет Обороны признал ошибочным решение об уничтожении метрополитена. В 14 часов 12 минут того же дня вновь подали напряжение на Кировско-Фрунзенской линии. В 18 часов 5 минут пришёл приказ возобновить движение, а в 18 часов 45 минут пошёл первый поезд.

Для восстановления движения на Горьковском радиусе потребовалось чуть больше времени – было необходимо расконсервировать, разгрузить и подготовить вагоны к эксплуатации, восстановить эскалаторы и кабельное хозяйство. После завершения всех работ движение на этой линии было возобновлено только 17 октября.

19 октября 1941 года были эвакуированы вагоноремонтные мастерские метрополитена. За два дня всё станочное и технологическое оборудование демонтировали и погрузили на железнодорожные платформы. В ноябре эшелон прибыл к месту назначения, где оборудование было смонтировано для выпуска военной продукции.

6 ноября 1941 года состоялось торжественное заседание, посвящённое 24-й годовщине Октябрьской революции. Оно было проведено на станции «Маяковская», где с докладом выступил И.В.Сталин. Это заседание и парад войск, который состоялся на следующее утро, вселили в советских людей глубокую уверенность в разгроме немецко-фашистских сил и произвели ошеломляющее впечатление на весь мир. Сейчас на стене вестибюля станции «Маяковская» в память об этом историческом событии установлена мемориальная доска.

В середине ноября 1941 года гитлеровцы предприняли новое наступление на Москву. После трёх недель ожесточённых боёв фашисты вышли севернее столицы –в район Крюкова, а с юга - к Кашире. В некоторых пунктах немцы подошли вплотную к столице. Метрополитеновцы вместе с другими приняли активное участие в сооружении оборонительных рубежей на подступах к Москве. Отряд из работников всех служб строил противотанковые рвы на станции Очаково, а бригада службы СЦБ и связи из 16 человек устраивала у деревни Юсупово завалы для укрепления второго эшелона обороны Москвы.

В ноябре 1941 года, когда оборонительные работы были закончены, метрополитеновцы вступили добровольцами в ряды Красной армии и были зачислены в 303-й инженерный батальон Западного фронта.

Ноябрьские бои были последним рывком гитлеровских захватчиков на первом этапе войны. После этого силы врага оказались подорванными. Задуманное Гитлером «решительное наступление» провалилось.

5 декабря 1945 года последовал сильнейший контрудар Красной армии. Преодолевая яростное сопротивление фашистов, советские воины громили ненавистного врага, отбрасывая его на запад. Это особая страница в военной истории Московского метрополитена.

Претворяя в жизнь лозунг «Всё для фронта, всё для победы!», в мастерских метрополитена организовали производство мин, стабилизаторов к ним, ремонтировали танки. Мастерские работали круглосуточно, без выходных, большинство работников находилось на казарменном положении. Задание первого месяца по выпуску военной продукции было выполнено за 21 день.

Значительный военный вклад внесли и работники Главных мастерских. Они наладили на поточной линии изготовление мин, сначала малого калибра, а затем 82-миллиметровых. Здесь же ремонтировались танки. Работали в основном женщины и дети по 12 часов без выходных дней. В дистанционных мастерских службы пути изготавливали противотанковые ежи.

После разгрома гитлеровцев под Москвой необходимо было оказать помощь железнодорожникам в восстановлении взорванных путей и сооружений, в связи с этим было принято решение о создании восстановительных отрядов.

30 декабря 1941 года отряд из работников метрополитена в составе 236 человек, главным образом путейцев, был направлен в район Волоколамска. Наркомат путей сообщения выделил в распоряжение отряда три передвижных электростанции, 20 автомашин, гружённых новыми шпалами и пассажирские автобусы.

Отряд двигался по местам недавних боёв. В Волоколамск метрополитеновцы добрались к полуночи. На рассвете – при 40-градусном морозе, под обстрелом противника – отряд начал восстанавливать линию железной дороги от станции Матрёнино до Волоколамска. На этом участке оказалось разрушено пять мостов и три трубопровода, а во многих местах взорваны рельсы со шпалами и повреждено земляное полотно.

Во время ремонта пути люди не раз подвергались смертельной опасности, они испытывали и холод и голод. Однако ничто не смогло остановить хода работ. Железнодорожные ветки были восстановлены, и через несколько дней по ним пошли поезда с грузами для фронта. После этого восстановительный отряд перебросили на другой участок: Волоколамск – Шаховская. Только в марте 1942 года, когда вошёл в строй и этот участок, отряд вернулся в Москву.

Было отремонтировано 26 км взорванных путей, восстановлено 24 искусственных сооружения – таким был итог трёхмесячной напряжённой, изматывающей работы славного отряда.

По мере удаления фронта от Москвы со всей остротой встала проблема быстрейшего восстановления шахт Подмосковного угольного бассейна. Для решения этой проблемы создали группу представителей различных отраслей народного хозяйства. В неё вошла бригада метрополитеновцев-электриков, работников электромеханической службы.

Тульский обком партии поставил перед метрополитеновцами задачу восстановления электрохозяйства шахты №72. Около четырёх месяцев проработала бригада на шахте. И шахта заработала. Москва стала получать больше угля.

  • mmetro-1.jpg
  • mmetro-2.jpg

Несмотря на трудности и лишения, работники метро не только самоотверженно трудились, но и отдавали часть заработанных денег в Фонд обороны страны, их взнос составил более миллиона рублей. Именно на эти сбережения был построен бронепоезд «Московский метрополитен». 21 марта 1943 года на площадке электродепо «Северное» состоялась передача электропоезда в действующую армию.

Бронепоезд героически сражался и полностью справился с боевой задачей, поставленной перед ним командованием. Его солдаты мужественно бились до последнего снаряда, до последнего патрона, до конца. В последнем тяжёлом бою атакованный армадой гитлеровских самолётов бронепоезд «Московский метрополитен», уже оставшийся без каких-либо огневых средств, перестал существовать. Это произошло в полутора километрах от станции Сажное Южной железной дороги.

В исключительно трудных условиях военного времени коллектив метрополитена продолжал высоко держать свою марку – отлично обслуживать пассажиров. За эти годы было перевезено около 1,5 млрд пассажиров. И это невзирая на то, что основная тяжесть работ легла на плечи женщин, которые в короткий срок овладевали сложной техникой, вырастали в руководителей производства.

В это суровое время ни на день не прекращалось строительство линий метрополитена. С 1941 по 1945 год была сооружена третья очередь линий метрополитена протяжённостью 13,3 км и введено в эксплуатацию семь станций. С 1 января 1943 года поезда от станции «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») пошли до станции «Завод им. Сталина» (ныне «Автозаводская»), а с 18 января 1944 года – от станции «Курская» до станции «Стадион народов СССР» (ныне «Партизанская). Оба участка были освоены без предпускового периода. На каждой из пущенных в эксплуатацию станций установлена табличка: «Сооружена в дни Великой Отечественной войны»

В эти же годы было начато строительство большого кольца метрополитена, которое впоследствии связало семь крупных железнодорожных вокзалов.

9 мая наступила долгожданная Великая Победа над фашизмом.

Грандиозный салют в Москве, незабываемый Парад Победы на Красной площади. Его участники шли по улицам столицы, смотрели праздничные спектакли и концерты, спускались по эскалаторам метро и восхищались подземными дворцами, их отделкой, и тем, что в грозные дни войны удалось сохранить эти прекрасные сооружения.

Многие отличившиеся работники Московского метрополитена удостоены медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

18 сентября 1946 года за успешное выполнение заданий военного времени коллективу Московского метрополитена было вручено на вечное хранение Красное знамя Государственного Комитета Обороны.

 

По материалам Историко-публицистического издания «Транспорт в годы Великой Отечественной войны. Исторические хроники» Издательство «Пан пресс»