Гражданский воздушный флот в годы Великой Отечественной войны

На рассвете 22 июня 1941 года фашистская Германия, вероломно нарушив договор о ненападении, вторглась в пределы СССР, навязав нашему народу самую тяжёлую и кровопролитную войну.

Важнейшей ударной силой гитлеровцев стала авиация. Удар был нанесён по 66 аэродромам, на которых базировалось почти три четверти боевых самолётов СССР. В результате гитлеровская авиация приобрела полный контроль в воздухе, и уже через 10 дней основное своё внимание сосредоточила на поддержке своих наземных войск.

Как и весь советский народ, поднялся на защиту Отечества личный состав воздушного флота. В напряжённой обстановке первых часов войны личный состав ГВФ был привлечён к выполнению боевых заданий. Началась перестройка всей работы на военные рельсы. Непосредственными участниками боевых действий в первый день войны стали белорусские авиаторы. 22 июня 1941 года пилот Минского авиаотряда ГВФ С.П.Степанов доставил в приграничный район для наших сражающихся частей медикаменты и вывез с поля боя раненых бойцов. Он же выполнил несколько ответственных заданий военного командования по поиску наших танковых групп, оказавшихся в окружении в районах Барановичи и Гродно.

Самоотверженно работал пилот П.Иванов. 24 июня, на самолёте У-2, разыскивая одну из частей Красной армии, он был тяжело ранен, но, истекая кровью, нашёл в себе силы и продолжил полёт. Задание было выполнено.

23 июня 1941 года Совнарком СССР утвердил «Положение о Главном управлении гражданского воздушного флота на военное время». На его основании был приведён в действие мобилизационный план. В оперативном отношении гражданский воздушный флот подчинили Наркомату обороны, хотя многие функции, присущие отрасли, сохранились за Главным управлением ГВФ.

Для помощи Красной армии и участия в фронтовых операциях были сформированы шесть авиационных групп ГВФ особого назначения. В авиагруппы особого назначения были выделены лучшие экипажи. В дальнейшем были сформированы ещё несколько авиагрупп. Для обеспечения авиагрупп разбронировали спецавиатехническое имущество мобзапаса.

Основным транспортным средством стал самолёт ПС-84, он был произведён в 1939 году и мог перевозить 25 человек на расстояние до 2 тыс. км, но не имел вооружения.

На фронтовые части ГВФ возлагались перевозки бойцов и офицеров, транспортировка вооружения и боеприпасов, эвакуация раненых, доставка медикаментов, выполнение воздушно-десантных операций, обеспечение постоянной авиасвязи Москвы с фронтом и тылом. В дальнейшем эти функции значительно расширились.

При агрессивности истребителей и плотного зенитного огня противника, размытости линии фронта при отступлении советских войск от личного состава ГВФ потребовались не только мужество и смелость, но и незаурядное мастерство и находчивость для успешного выполнения боевых задач.

Особую сложность представляли начавшиеся вскоре ночные полёты в глубокий тыл противника. Отсутствие на борту вооружения и тихоходность самолётов при пролёте зон противовоздушной обороны противника и встречи с его истребителями заставили всех пилотов срочно овладеть тактикой бреющих полётов в прифронтовой полосе.

Выполнение боевых задач в сложных военных условиях и в дальних перелётах во многом зависело от штурманов. Становление штурманской службы в Аэрофлоте началось буквально накануне войны и возглавил её майор М.И.Кокошин, а с 1943 года –Б.И.Давыдкин. В части были направлены лучшие штурманы, они обеспечивали безопасные маршруты полётов, выдерживание ориентировки в воздухе, перелёты в зарубежные страны.

С первых дней войны мастерство и мужество проявило немало пилотов. В числе первых отличились командиры кораблей МАГОН П.А.Рыбин и А.И.Груздин. В ноябре 1941 года за проявленные мужество и героизм при выполнении задания А.И.Груздину, первому среди пилотов ГВФ – участников Великой Отечественной войны, присвоили звание Героя Советского Союза.

Многие полёты экипажей ГВФ можно было без преувеличения назвать боевыми, и совершались они с риском для жизни. С усилением боевых действий на фронтах подразделения ГВФ всё больше и целеноправленнее втягивались в напряжённую боевую работу.

Наряду с пилотами самоотверженно действовали бортмеханики и другие члены экипажей. На полевых аэродромах, в пунктах базирования боевой авиации бортмеханики выполняли срочные работы по ремонту самолётов, техническому обслуживанию двигателей и оборудования, чем до войны занимались наземные технические службы в аэропортах.

В интересах фронта были задействованы резервы авиаремонтных баз. Быстро перестроилась на военные рельсы Внуковская авиаремонтная база (АРБ) – одно из ведущих авиаремонтных предприятий ГВФ. Его рабочие сутками не покидали цеха, в короткие сроки на территории АРБ был налажен ремонт авиадвигателей.

Рабочие и инженерно-технический состав Быковского авиаремонтного завода день и ночь трудились, ремонтируя самолёты У-2. Часть из них была переоборудована в санитарные. В больших количествах выпускали из ремонта авиадвигатели, изготавливали детали для снарядов к реактивным миномётам.

С июля 1941 года тяжёлые транспортные самолёты ГВФ стали вооружаться турельными и хвостовыми пулемётными установками. Для выполнения этой важной задачи во Внуковской АРБ был создан цех вооружения, которым руководил инженер В.Н.Читаев.

В этот период погибло уже немало беззащитных машин ПС-84 и экипажей, поэтому установка вооружения на эти самолёты стала огромным успехом инженерно-технического состава ГВФ. Экипажи транспортных самолётов получили неплохую защиту от истребителей противника. Об её эффективности свидетельствует тот факт, что за первые полтора года войны только экипажами МАГОН было сбито 18 самолётов противника.

В связи с ожесточающимися боями на фронте, перед авиагруппами ГВФ всё чаще ставились задачи перевозки к линии фронта медикаментов и медицинского персонала для оказания экстренной помощи раненым. С 23 июня по 1 сентября 1941 года самолётами ГВФ в прифронтовые госпитали было перевезено 46,5 т консервированной крови, 184,9 т медикаментов и госпитального оборудования, вывезено в тыл 30 тыс. раненых.

В процессе дальнейшего использования мобилизационных резервов ГВФ большое количество лётного и инженерно-технического состава было передано Военно-воздушным силам и особенно дальнебомбардировочной авиации (ДБА). Прибывая в части ДБА, аэрофлотовцы за короткий срок овладевали техникой и вооружением и включались в боевую деятельность.

Блокада Ленинграда

Яркой страницей в историю гражданской авиации в начальный период войны вошли героические полёты в осаждённый фашистами Ленинград осенью 1941 года.

К 8 сентября врагом были уничтожены склады с продовольствием, и руководство Ленинграда стало расходовать на питание остатки уцелевших запасов. Требовалось срочно организовать поставку в осаждённый город продовольствия и вооружения, почты и медикаментов, обеспечить эвакуацию из города женщин и детей, раненых и больных, квалифицированных рабочих и специалистов. Причём сделать это надо было в условиях, когда единственной коммуникацией для связи города с Большой землёй осталось только замерзающее Ладожское озеро и воздушный коридор над ним.

Для оценки обстановки на месте и руководства войсками в Ленинград 10 сентября 1941 года прибыла группа генералов во главе с Г.К.Жуковым на самолёте МАГОН ГВФ ПС-84, пилотируемом командиром специального звена майором А.П.Лебедевым. Этот лётчик Аэрофлота стал одним из первых, проложивших путь с востока в блокированный Ленинград.

Военный совет Ленинградского фронта обязал командира САГОН ГВФ обеспечить отправку в Москву и Тихвин грузов оборонного значения, рабочих и специалистов Кировского, Ижорского и других заводов, а обратными рейсами доставлять в Ленинград оружие, горючее, продовольствие, медикаменты и почту. Для решения этой задачи и была использована трасса, проложенная Лебедевым. Над Ладожским озером начали летать пилоты Северной авиагруппы ГВФ К..А.Новиков, В.С.Литвинов и М.А.Никифорв. Сначала они пересекали Ладогу в районе Шлиссельбурга, а по мере приближения фашистских войск к южному берегу перенесли свою трассу севернее и стали перелетать озеро от Кобоны на Марьин Нос и Углово.

Стратегическим центром снабжения Ленинграда стала Вологда, где базировался 232-й авиаотряд самолётов П-5 САГОН ГВФ, которым командовал лётчик Аэрофлота П.П.Савин. В Вологде тяжёлые самолёты загружались и брали курс на Ленинград. За первый же день работы 30 самолётами ПС-84 в осаждённый город было переправлено более 70 т различных грузов. Обратными рейсами вывезли в Вологду первую группу детей, женщин, учёных. Так начал работать настоящий «воздушный мост» - большой и сложный механизм. Аэрофлот открыл уникальную воздушную линию. Никогда прежде Комендантский аэродром не принимал такого количества тяжёлых транспортных самолётов ПС-4, как в те грозные годы.

Пока не встал лёд на Ладоге, «воздушный мост» стал единственной коммуникацией, связывающей горд с Большой землёй. Положение со снабжением населения и войск в осаждённом городе обострялось с каждым днём, полёты стали осуществлять с более близких к Ленинграду аэродромов Хвойная и Кушавера. Путь в город сокращался примерно вдвое, и в среднем за один лётный день стало перебрасываться около 115 т продуктов. Организатором этих полётов стал командир эскадрильи, опытный лётчик капитан П.А..Пущинский.

Воздушное пространство практически по всей трассе кишело истребительной авиацией противника, а небо над Ладогой стало ареной ежедневных воздушных схваток. В них участвовали и самолёты ГВФ.

14 ноября 1941 года, спустя шесть дней после захвата немцами Тихвина, возникла угроза образования второго кольца окружения Ленинграда. Прекратилась навигация на Ладоге, приближалась зима. Город голодал. В этой критической ситуации ГКО поставил задачу ежедневно ввозить в Ленинград по воздуху не менее 200 т продовольствия. Для экипажей установили суточную норму – не менее двух рейсов за короткий ноябрьский день.

Значительный вклад в обеспечение воздушно-транспортной связи с Ленинградом внёс инженерно-технический персонал полевых аэродромов, где временно базировались и получали дозаправку самолёты, летавшие в осаждённый город. Техсостав работал главным образом ночью, при слабом свете электропереносок, питавшихся от самолётных аккумуляторов. Часто машины возвращались с многочисленными пробоинами, с серьёзными нарушениями жизненно важных систем и узлов. И техперсонал делал всё возможное, давая машинам вторую жизнь, причём в невероятно короткие сроки.

Успешное функционирование «воздушного моста» было бы невозможным, не будь в Ленинграде необходимой материально-технической базы ГВФ. Начальником авиабазы на Комендантском аэродроме был А.М.Маркевич, бывший диспетчер Ленинградского аэропорта. Он приложил немало усилий, чтобы аэродром был в состоянии постоянной готовности.

В конце ноября 1941 года из-за интенсивных обстрелов Комендантский аэропорт был закрыт и приём транспортных самолётов стал осуществляться в основном на аэродроме Смольное, а иногда – в Сосновке. Аэродром Смольное, ставший в последствии аэропортом гражданской авиации, был построен за неделю, хотя требовалось для этого два месяца. За считанные дни вблизи железнодорожной станции Ржевка появились взлётно-посадочные полосы, рулёжные дорожки, капониры.

Для того чтобы немцы не обнаружили боевой аэродром, неподалёку, в Бернгардовке, разбили ложную площадку. Её-то и бомбили самолёты противника, а на действующий аэродром Смольное (начальник М.И.Цейтлин) за всю войну не упала ни одна авиабомба. В связи с осложнениями на фронте, кроме перевозок продовольствия, аэрофлотовцы непосредственно выручали и войска. МАГОН ГВФ по приказу Ставки срочно перебросила 25-28 октября1941 года под Тихвин 44-ю и 191-ю стрелковые дивизии, которые сразу же вступили в тяжёлые и кровопролитные бои на Тихвинском направлении.

В декабре 1941 года по льду Ладожского озера стала действовать Дорога жизни, массовые воздушные перевозки закончились, основная группа вернулась на московскую авиабазу.

9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде впервые прозвучала 7-я симфония Д.Шостаковича, и это историческое событие не обошлось без авиаторов. Партитуру симфонии доставил из Куйбышева лётчик САГОН ГВФ В.С.Литвинов.

Полёты в Ленинград выполняли также экипажи авиагруппы связи ГВФ (АГСОН ГВФ) особого назначения. Они доставляли в город почту, офицеров связи, матрицы центральных газет. Самолётами этой авиагруппы из блокадного Ленинграда были вывезены Театр юного зрителя, писатель М.М.Зощенко, поэтесса А.А.Ахматова, артист Н.К.Черкасов и многие другие творческие работники.

Учитывая сложившуюся в Ленинграде критическую ситуацию, Государственный Комитет Обороны СССР 20 сентября 1941 года принял постановление « Об организации транспортной воздушной связи между Москвой и Ленинградом» и обязал Главное управление ГВФ выделять ежедневно 30-40 самолётов для доставки в осаждённый город не менее 100т продовольствия, вооружения, боеприпасов.

Боевую работу личного состава авиагрупп ГВФ высоко оценил ГКО и Военный совет Ленинградского фронта. Только в МАГОН ГВФ 68 человек были награждены орденами и медалями, 62 – грамотами и ценными подарками, 292 человека – медалями «За оборону Ленинграда». Удостоены наград и ленинградские аэрофлотовцы.

Битва под Москвой

К концу 1941 года не только блокировали Ленинград, но, и захватив Витебск и Смоленск, двинулись к Москве.

Началась битва под Москвой – одно из крупнейших сражений Второй мировой войны. Войскам и боевой авиации активно помогали авиагруппы ГВФ, и прежде всего Московская и Западная авиагруппы особого назначения (бывшая Белорусская), Особая авиагруппа связи ГВФ и некоторые другие подразделения гражданского воздушного флота. Только части Красной армии обслуживало более 350 самолётов ГВФ, из них 69 – тяжёлых ПС-84. Немало экипажей ГВФ, выполняя задания Ставки, летали в глубокий тыл противника.

В разнообразии задач, решаемых гражданской авиацией, особое место в ходе оборонительных боёв под Москвой заняли операции МАГОН по заброске воздушно-десантных войск в тыл врага и на наиболее важные участки фронта, где требовались срочные подкрепления. На командование МАГОН ГВФ возложили не только организацию и проведение всех десантных операций, но и передали ему в оперативное подчинение все тяжёлые транспортные самолёты ДБА и фронтов.

Эти боевые операции стали для ГВФ самыми крупными с начала войны. Наиболее значительные из них были проведены в октябре 1941 года, когда мощная танковая группировка врага, прорвав оборону Западного фронта, вышла в район Орла и пыталась развить наступление на Москву с юга. Для ликвидации этой угрозы Московская авиагруппа за четыре дня должна была перебросить из Тейково на аэродромы Орла и Мценска 5-й воздушно-десантный корпус. С этой задачей успешно справилась эскадрилья под руководством командира Ф.Н.Гвоздева и комиссара И.М.Кузнецова. 20 экипажей ГВФ водили свои машины на сброс десантов по нескольку раз в день. Каждый рейс продолжался свыше четырёх часов. С большим напряжением трудились наземные службы МАГОН ГВФ. Инженерно-технический состав, возглавляемый главным инженером авиагруппы Ц.М.Ребровым, до предела сократил сроки технического обслуживания и заправки самолётов. Всё это позволило осуществить операцию за три дня не потеряв ни одного самолёта. Это был первый опыт десантирования войск с применением большого числа транспортных самолётов ГВФ.

Примером доблести в боях под Москвой явилась деятельность Западной авиагруппы ГВФ. По заданиям ВВС Западного фронта её лётный состав днём и ночью проводил разведку позиций противника, забрасывал в его тыл разведчиков с последующим обеспечением их продовольствием и снаряжением. Но главными задачами группы стали эвакуация с передовых позиций раненых и бомбардировка вражеских войск клеёнчатыми мешками, наполненными быстро воспламеняющейся горючей смесью – термитом и гранатами. Изобретение этих «особых бомб» принадлежало молодым инженерам НИИ ГВФ Я.Островскому и Л.Копылову, а изготовлялись они прямо на аэродроме бойцами ВОХР. Бомбы были очень просты по конструкции и эффективны по действию. Сравнительно небольшая скорость самолётов и малая высота полётов давали возможность с большой точностью накрывать цель. Эти бомбёжки психологически изматывали противника, выкуривая его из Подмосковья.

Нужно ясно представить себе обстановку тех дней, чтобы понять, насколько трудны были эти рейсы. Сотни зенитных орудий и прожекторов гитлеровцев были направлены в небо, в воздухе кружили вражеские самолёты. И всё-таки наши «тихоходы» проникали сквозь немецкие заслоны к заданным объектам и наносили внезапные удары по врагу.

Всего в боях под Москвой авиагруппой было выполнено 672 боевых вылета на бомбардировку противника и сброшено 2 100 «огненных мешков». Значительная заслуга в этом пилотов Т.А.Ковалёва, В.А.Свеженцева, Н.С.Зидрашко, Н.М.Зотова, И.И.Щербакова, М.М.Жеронкина, П.Г.Гавриша и командира отряда В.Н.Клыкова.

Среди отличившихся в битве под Москвой 1480 лётчиков, штурманов, техников, командиров ГВФ были награждены медалью «За оборону Москвы».

Поистине героическим тружеником в Великую Отечественную войну стал самолёт ПС-84 (с сентября 1942 года – Ли-2), а самым массовым самолётом был У-2, на котором прошли школу лётного мастерства перед войной тысячи курсантов лётных училищ, будущих лётчиков ВВС и ГВФ. С первых дней войны он стал использоваться как связной и санитарный (С-2 и С-2), а чуть позже и как бомбардировщик.

Связные самолёты на боевом аэродроме

Связные самолёты на боевом аэродроме

Потери ГВФ на фронте составили за шесть месяцев войны более 200 человек убитыми, из них 78 пилотов. 185 человек пропали без вести. Самолётный парк авиагрупп уменьшился почти на одну треть.

Но, несмотря на все трудности, наступление противника на Москву в первых числах ноября 1941 года было остановлено, а к 5 декабря того же года ударные вражеские группировки были обескровлены.

Бои на Северно-Западном направлении

В начале 1942 года тяжёлые наступательные бои против 18-й немецкой армии вели Ленинградский и Волховский фронты. Их боевые действия обеспечивала Северная авиагруппа ГВФ, которая имела семь авиаотрядов, Ленинградский и Волховский аэропорты и семь посадочных площадок. Экипажи работали в интересах 2-й ударной армии и несли большие потери. Пришлось срочно готовиться и выполнять ночные полёты, изыскивать более безопасные маршруты и коридоры для пересечения линии фронта, летать на малой высоте, обходя зоны огня ПВО фашистов. Много неприятностей нашим незащищённым «тихоходам» приносили вражеские прожекторы и веерные зенитные установки. Уже в первые месяцы войны в Западной авиагруппе разработали достаточно эффективный метод борьбы с немецкими ПВО. На нескольких У-2 техники установили реактивные снаряды. Как только самолёт подходил к зоне ПВО, вспыхивал луч прожектора. У-2 на малой высоте подходил к прожектору и четыре реактивных снаряда летели на его уничтожение. Также разделывались и с зенитками, прокладывая безопасный путь основной группе.

С конца марта 1942 года был сформирован 7-й авиаотряд лёгких бомбардировщиков, который по заданиям Командования ВВС за три месяца совершил 506 боевых вылетов, уничтожая объекты ПВО врага и склады боеприпасов. Смелость и отвагу проявили в этих вылетах лётчики И.А.Волков, А.А.Долгалёв, П.И.Силин, Н.Д.Булавинцев, командир отряда Н.И.Степанов. Основу самолётного парка составлял У-2 – двухместный самолёт, произведённый ещё в 1927 году как учебный; его скорость была чуть больше 150 км/ч, но он не имел себе равных в мире по долговечности. Гитлеровские асы презрительно называли его «кофейная мельница», «русс-фанер» и т.п. Но наш маленький «тихоход» оказался не только связистом, но и превосходным ночным бомбардировщиком. После смерти его конструктора Н.Н.Поликарпова в 1944 году У-2 переименовали на По-2.

В полосе Карельского фронта интенсивно работала Карело-Финская авиагруппа особого назначения ГВФ. Группа имела более 60 самолётов и 62 пилота. Наиболее эффективно действовали экипажи самолётов ПС-84, Р-5, а также МБР-2 и Ш-2. Последние нередко совершали посадки на воду озёр в тылу врага.

К и весне 1942 года противник перешёл к обороне, что позволило Красной армии выиграть время и сформировать новые части и соединения. Укреплялись и фронтовые части ГВФ. Постановлением ГКО от 26 апреля 1942 года Главное управление ГВФ было подчинено непосредственно командованию ВВС Красной армии. Объём задач для ГВФ был значительно расширен. На него возложили руководство всей транспортной авиацией: как ГВФ и ВВС армии, так и других наркоматов, их обеспечение материальной частью, вооружением и всем необходимым для боевой работы.

Оборона Севастополя

В конце июня 1942 года противник начал крупное наступление на южном крыле фронта с целью выхода к нефтеносным районам Кавказа и захвата плодородных земель Дона, Кубани, Крыма, Нижней Волги, предпринял третий решающий штурм Севастополя. Защитникам главной базы Черноморского флота потребовалась срочная доставка по воздуху боеприпасов и продовольствия. Её возложили на Московскую авиагруппу ГВФ. Две эскадрильи по 20 самолётов ПС-84 с наиболее опытными экипажами под руководством В.П.Короткова были переброшены под Краснодар. В ночь на 21 июня 1942 года они уже доставили в Севастополь 40 т боеприпасов и вывезли из осаждённого города более 500 раненых солдат. В последующем полёты в Севастополь совершались, как правило, в ночное время над морем. Единственная площадка – Херсонесский маяк – оставшаяся в руках защитника города, на которую производили посадку транспортные самолёты, непрерывно подвергалась артиллерийскому обстрелу и ожесточённым бомбардировкам с воздуха. В районе посадки часто приходилось преодолевать бушевавшие грозы и ливни. В операции участвовали экипажи В.Бибикова, Е.Басова, Г.Волкова, В.Любимова, В.Кварталова и другие. Иногда, не имея возможности приземлиться под огнём противника на Херсонесском «пятачке», груз приходилось сбрасывать над боевыми позициями.

Непрерывные бомбёжки и обстрелы Херсонесского аэродрома вывели из строя его взлётно-посадочную полосу, которую лётчики называли «полосой жизни». Потребовались немалые усилия, чтобы в кратчайшие сроки восстановить её, не прекращая полётов. Осуществил эту работу уже известный в ГВФ своей храбростью и мастерством комиссар эскадрильи И.С.Булкин. Вместе с матросами Черноморского флота и воинами Приморской армии он справился с задачей и возвратился в Краснодар. Приём самолётов был продолжен.

После 250-дневной беспримерной обороны Севастополя наши войска были вынуждены оставить город. Самолётами ГВФ срочно отправлялись раненые, документы, военное имущество и офицеры штабов. 12-тонные машины с трудом отрывались от аэродрома под градом снарядов и мин.

Ночью 30 июня 1942 года обстрел аэродрома усилился, но приём транспортных самолётов продолжался. Они быстро загружались и взлетали с изрытой снарядами полосы. В числе последних вылетали экипажи В.И.Шутова, М.Неронова и М.С.Скрыльникова. Командование оборонительного района поблагодарило весь личный состав Московской авиагруппы за помощь севастопольцам. Ответственное задание Родины авиаторы Аэрофлота выполнили с честью.

Сталинградская битва и битва за Кавказ

В конце июля 1942 года гитлеровские войска устремились к Сталинграду. Все силы ГКО были направлены на его защиту. В небе на подступах к городу развернулась настоящая битва за господство в воздухе. В оборону Сталинграда немалый вклад внесли Московская авиагруппа ГВФ (командир В.М.Коротков), особая авиагруппа связи ГВФ (командир С.Н.Шарыкин), Киевская авиагруппа ГВФ (командир Ш.Л.Чанкотадзе) и 13-я авиагруппа ГВФ (командир В.М.Трутнев).

Экипажи Московской авиагруппы обеспечивали связь между Ставкой Верховного главнокомандующего и сражавшимися на Волге армейскими штабами, доставляли срочные военные грузы на передовые участки фронта и в места, недоступные для наземного транспорта, вывозили раненых. Несколько экипажей постоянно базировались за Волгой и осуществляли различные перевозки, забрасывали разведгруппы в тыл врага.

Лётный состав Особой авиагруппы связи ГВФ ежедневно доставляли из Москвы в район Сталинграда почту и срочные грузы, перевозили офицеров связи. Для обеспечения оперативности в выполнении перевозочных операций были организованы эстафетные звенья. Из Москвы до Астрахани перевозки осуществлялись на скоростных самолётах ПС-40 и ПС-43, а затем из Астрахани в район Сталинграда – на Р-5. Кроме особых авиагрупп в район боевых действий летали экипажи, работавшие в тылу. Ими доставлялись противотанковые орудия и ружья, запасные части к технике, автоматы и винтовки непосредственно с заводов-изготовителей.

Большую работу провели боевые части ГВФ в период ледостава на Волге. В перевозках на правый берег реки отличилось много пилотов КАГОН ГВФ. Они совершали по несколько полётов в день, а чтобы перевезти за рейс наибольшее количество груза, разгрузку в пункте назначения осуществляли своими экипажами.

В дни ожесточённых сражений на Волге развернулись бои и на Северном Кавказе.

Туда была перебазирована Юго-Западная авиагруппа ГВФ особого назначения. В период упорных боёв в предгорьях Кавказа на 2-ю эскадрилью этой авиагруппы (командир В.А.Седляревич ) было возложено задание оказывать помощь 37-й армии, штаб которой находился в Мухоле.

На самолётах У-2 началась серьёзная подготовительная работа, летать предстояло в горах. Эскадрилью впервые укомплектовали штурманами.

Авиаторы проявили немало мастерства при переброске окружённым частям 37-й армии боеприпасов и продовольствия. 29 октября 1942 года семь самолётов СП вылетели в первый рейс, применяя режим бреющего полёта. Однако только двум самолётам из группы удалось выполнить задание. После этой неудачи штурманы отрядов предложили вместо бреющего полёта летать над облаками, а при встрече с истребителями противника сразу же уходить в облака. Предложенная тактика полностью себя оправдала. На врага было сброшено около 3 тыс. бомб.

В октябре 1942 года Юго-Западная авиагруппа производила воздушную разведку; осуществляла связные полёты в интересах действующих частей 4-го и 5-го конных корпусов генералов Кириченко и Селиванова.

Наряду с Юго-Западной авиагруппой в интересах войск, оборонявших Кавказ, начала работать Закавказская авиагруппа ГВФ особого назначения. Срочная доставка её экипажами боеприпасов часто решала исход боёв горно-стрелковых частей Красной армии на перевалах. При полётах в горы особо отличились экипажи В.Бочарова, Г.Гогошидзе, В.Кучавы, Ф.Пантелеева, П.Савельева, В.Сурикова, Н.Томадзе. Они совершали по 15 и более вылетов в день.

На Кавказе в том же районе выполнял боевые и транспортные задания и Особый авиационный отряд ГВФ в интересах Черноморского флота.

Весь личный состав авиаподразделений ГВФ, обеспечивавший успех наших войск, был награждён медалью «За оборону Кавказа». К концу ноября 1942 года советские войска выстояли и на Кавказе, и на берегах Волги. Авиаподразделения ГВФ являлись практически единственным средством транспорта для оказания помощи войскам, оказавшимся в окружении.

Части ГВФ принимали участие в обеспечении операций Красной армии под условным названием «Кольцо» по окончательному разгрому немецко-фашистских войск в Сталинграде.

В целом боевые действия авиачастей ГВФ, сражавшихся под Сталинградом, заслужили высокую оценку. Приказом народного комиссара обороны СССР от 8 февраля 1943 года 6-й отдельный авиаполк (командир В.М.Трутаев) был преобразован в 62-й отдельный гвардейский полк ГВФ, став первой фронтовой частью гражданской авиации, удостоенной такого почётного звания. Первые гвардейцы Аэрофлота прошли славный боевой путь и закончили войну в Берлине.

62-й отдельный гвардейский авиаполк ГВФ. Клятва гвардейцев. У знамени командир полка В.М.Трутаев.

62-й отдельный гвардейский авиаполк ГВФ. Клятва гвардейцев. У знамени командир полка В.М.Трутаев

Подготовка к решающему наступлению

Части и подразделения ГВФ активно привлекались к боевой работе Брянского, Калининского, Северно-Западного, Волховского и Ленинградского фронтов.

В конце января 1944 года при прорыве блокады Ленинграда 4-й отдельный авиаполк ГВФ обеспечивал взаимодействие наших войск с партизанами Ленинградской области. Аналогичные задачи выполнял 3-й отдельный авиаполк. Им было успешно выполнено задание по доставке из глубокого тыла немцев захваченного в плен партизанами фельдъегеря штаба 16-й немецкой армии Т.Германа. При нём находились документы, интересующие командование фронта. С огромным риском для жизни блестяще провёл операцию командир транспортной эскадрильи Н.П.Сабуров.

Получив помощь от авиации, партизанам удалось установить контроль над огромной территорией между Псковским и Чудским озёрами и озером Ильмень, что способствовало благополучному исходу операции. Ленинградская область была освобождена, а 20 тыс. партизан влились в ряды Красной армии.

На центральном фронте высокой оценки заслужила боевая работа экипажей 1-й авиационной транспортной дивизии ГВФ. В приказе командующего фронтом генерал-полковника К.К.Рокоссовского от 5 апреля 1943 года отмечалось: «Выполняя задание Военного совета Центрального фронта по обеспечению войск боеприпасами, горючим, техническими средствами и эвакуируя раненых, личный состав 1-й авиационной транспортной дивизии показал высокие образцы подлинного служения Родине. Каждый самолёт ГВФ совершал по 6-8 рейсов в день, находясь в воздухе 8-10 часов…». Всему личному составу, участвовавшему в операции, была объявлена благодарность.

Курская битва

Особое место в боевых операциях Советской армии 1943 года заняла Курская битва.

В раскалённые солнцем июльские дни сражение напоминало море огня. В небе почти непрерывно шли воздушные бои. В этой битве на Огненной дуге советская авиация окончательно завоевала господство в воздухе и удерживала его до конца войны. Сухопутные войска ВВС поддерживались пятью отдельными авиаполками и двумя авиадивизиями ГВФ, имевшими в своём составе около 400 самолётов, в том числе и новые скоростные тяжёлые Ли-2 и С-47. Впервые за годы войны на сравнительно узком участке фронта было задействовано такое большое количество самолётов гражданской авиации.

Ещё до начала битвы транспортными самолётами 1-й авиадивизии и других частей ГВФ проводилась срочная переброска из тыла страны к линии фронта пополнения личного состава, боевых грузов и полевых госпиталей. Доставлялись боеприпасы партизанам. Части ГВФ тесно взаимодействовали с полками АДД и нередко выполняли одинаковые задачи. С началом контрнаступления Красной армии, кроме перевозок, организовывался вывоз раненых, поиск сбитых самолётов и экипажей. Также авиаторы помогали железнодорожникам и связистам. Авиаполки ГВФ широко привлекались к изысканию новых площадок под аэродромы для перебазирования боевой авиации.

На Белгородско-Курском направлении в исключительно сложной боевой обстановке действовала санитарная эскадрилья полка (командир А.П.Золотов). Только в августе 1943 года она эвакуировала с места боёв тысячи раненых.

Эффективной оказалась деятельность 14-го отдельного авиаполка ГВФ по патрулированию в прифронтовой полосе. Его лётчики за один месяц обнаружили 87 повреждённых самолётов, которые вскоре были доставлены технической службой для ремонта. Кроме этого, ими были найдены 17 сбитых самолётов противника типа Ме-109 Ю-88.

С Северо-Кавказского фронта в оперативное подчинение 2-й воздушной армии Воронежского фронта прибыл 8-й отдельный авиаполк ГВФ в составе двух эскадрилий. С этой армией полк в последующем дошёл до Берлина. Он сразу же включился в интенсивную боевую деятельность в ходе наступательной операции фронтов под условным наименованием «Полководец Румянцев».

На Курско-Орловском направлении многие лётчики ГВФ летали уверенно и отличились своей находчивостью и отвагой. Продолжавшаяся 50 дней битва на Огненной дуге завершилась блистательной победой Красной армии. Вермахт потерпел поражение, после которого он уже не смог оправиться.

Днепровская воздушно-десантная операция

Осенью 1943 года советские войска, сосредоточив основной удар на Киевском направлении, резко расширили фронт активных действий. Особый интерес представляет Днепровская воздушно-десантная операция советских войск, в осуществлении которой также непосредственное участие принимали части ГВФ. По замыслу командования для обеспечения форсирования Днепра сухопутными войсками предусматривалось выбросить на правый берег реки сильный воздушный десант (две воздушно-десантные бригады, численностью до 10 тыс. человек).

Посадка десантников в самолёт для переброски за линию фронта

Посадка десантников в самолёт для переброски за линию фронта

Днепровская операция до сих пор вспоминается её участниками – ветеранами 1-й авиационной дивизии – с особым чувством. Операция была очень ответственная, опасная и скоротечная. Выполняя приказ Родины, летели буквально в огонь и пламень. Вылетали с интервалом три-пять минут, с 20-30 десантниками на борту. Несмотря на интенсивный заградительный огонь зенитных установок противника и налёты его истребителей, строго выдерживали боевой курс. Ответственное задание командования было выполнено, но обратно вернулись не все, авиагруппа ГВФ недосчиталась многих своих отважных лётчиков. Не случайно события тех дней являются незабываемой частью истории 1-й авиатранспортной дивизии ГВФ.

Партизанское движение

Ярким периодом в истории ГВФ в Великой Отечественной войне стала помощь партизанам. Полёты на огни партизанских костров осуществлялись в течение всей войны всеми авиагруппами и авиаотрядами ГВФ на всём протяжении фронта от Карелии до Крыма. В начале войны полёты в тыл противника носили эпизодический характер, так как определялось местонахождение партизанских отрядов, устанавливалась связь с ними, а с конца 1941 года полёты приняли систематический характер, и за год было выполнено 1384 самолёто-вылета. Основную нагрузку в этой работе несла Московская авиагруппа, имевшая многоместные самолёты ПС-84.

Экипажи ГВФ доставляли партизанам всё необходимое для борьбы с оккупантами и защиты местного населения от карателей. Для приёма самолётов на партизанские площадки забрасывались авиаспециалисты. Производилась эвакуация раненых, доставка продовольствия. Увеличивалась и продолжительность полётов.

В 1943 году полёты в тыл врага выполняли все фронтовые части ГВФ, а количество используемых для этого самолётов возросло в три раза.

Каждый вылет транспортного самолёта в тыл врага был сопряжён с огромными трудностями и большим риском. Полёт длился часами и проходил над территорией, занятой противником, где наш «тихоход» в любой момент мог быть атакован его истребителями или попасть под обстрел зениток. Иногда самолёты возвращались с задания с тяжёлыми повреждениями, и здесь уже технические службы прикладывали огромные усилия и всё своё мастерство, чтобы в полевых условиях вернуть машины в строй.

Начало работы в интересах партизан Калининской области положил пилот 2-го отдельного авиаполка ГВФ Н.И.Жуков. Ему и другим пилотам полка было приказано устанавливать связь с кочующими партизанскими отрядами. О храбрости и мастерстве Н.И.Жукова ходили легенды. Он летал в сложных метеоусловиях, мастерски приземлялся и взлетал на необорудованных площадках партизан. Неслучайно за «голову» Жукова немецкое командование обещало 50 тыс. марок, поместье и орден «Железный крест». Награда ожидала и тех, кто собьёт неуловимый У-2. Пилот был удостоен высоких наград Родины, в том числе – единственный в полку - ордена Ленина.

Инструктаж экипажа самолёта У-2 перед выполнением боевого задания

Инструктаж экипажа самолёта У-2 перед выполнением боевого задания

Величайшую силу духа и характера проявлял командир самолёта Ли-2 первой авиационной транспортной дивизии В.Т.Басов при полётах к белорусским партизанам.

Не раз белорусские и украинские партизаны сообщали о смелых и решительных действиях командира корабля 1-й транспортной дивизии Н.Н.Маслюкова. Он один из немногих был награждён двумя медалями « Партизан Отечественной войны» и медалью «Партизан Белоруссии». Он совершил 268 боевых вылетов в отряды народных мстителей, а концу войны его грудь украсили три ордена Красного Знамени.

При полётах к крымским партизанам, когда приходилось приземляться на крохотные высокогорные площадки, прославились Герой Советского Союза П.Кашуба, пилоты Г.Таран, Д.Езерский, А.Быстрицкий, В.Павлов, И.Русанов и другие воздушные асы.

В тяжелейшей работе по оказанию помощи партизанам за годы войны Аэрофлот понёс немало потерь. Смертью храбрых погибли лётчики А.А.Алиев, Р.Б.Ахриев, Д.В.Самарский, В.Ф.Васильченко и многие другие, чей подвиг навсегда останется в памяти людей

Специальные полёты

Наряду с полётами к партизанам и в глубокий тыл противника организовывался целый ряд особо важных международных полётов по правительственным заданиям.

Экипаж пилота П.А.Рыбина (1-я авиационная транспортная дивизия), неоднократно совершал рейсы в Тегеран, успешно летал в Каир, совершил полёт с правительственным грузом в Стокгольм. Возвращаясь с этого задания, самолёт был сбит у линии фронта, весь экипаж погиб.

Из международных перелётов знаменательным для 1-й авиационной транспортной дивизии ГВФ стал полёт опытных командиров кораблей Н.Новикова и Н.Метлицкого в Тегеран. Авиаторы доставили туда советскую делегацию на совещание представителей СССР, США и Великобритании. За выполнение этого задания экипажи были отмечены наградами Родины.

Мастером по ночным полётам в глубокий тыл противника на территорию Германии, Румынии, Финляндии, Чехословакии, Бессарабии, Западной Украины, нередко продолжавшимся по 14-15 часов, был воспитанник Балашовской школы, командир корабля П.Ф.Еромасов, которому за образцовое выполнение боевых заданий было присвоено звание Героя Советского Союза.

Экипаж Героя Советского Союза П.Ф.Еромасова (в центре) перед вылетом на боевое задание

Экипаж Героя Советского Союза П.Ф.Еромасова (в центре) перед вылетом на боевое задание

Наибольший объём самых рискованных работ с вылетом в тыл противника выполняла 1-я авиационная транспортная дивизия, летая по заданиям 10 штабов партизанского движения, РУ Генштаба и правительства.

Санитарные перевозки наиболее напряжённо осуществляли 13-й, 3-й 1-й отдельные авиаполки и 105-й отдельный гвардейский авиаполк ГВФ.

Больше всего боевых вылетов на бомбометание объектов противника произвёл 3-й отдельный авиаполк ГВФ. Но общее количество таких заданий для ГВФ к 1943 году уменьшилось, ибо к этому времени стали активно формироваться полки ночных бомбардировщиков в ВВС и АДД, взявших на себя эту функцию.

Освобождение Украины

В начавшейся в 1944 году зимней кампании освобождения Правобережной Украины были привлечены войска четырёх Украинских фронтов и авиация 4–х воздушных армий, силы АДД и части гражданской авиации, насчитывающие 300 самолётов.

18-ый отдельный авиаполк ГВФ включился в боевую работу под Кировоградом. Он получил высокую оценку командующего 5-й воздушной армии. 87-й полк ГВФ помогал сухопутным войскам и частям ВВС при ликвидации Левобережного плацдарма немцев и форсировании Днепра. Самолётами полка перебазировались авиационные корпуса 8-й воздушной армии со всем наземным имуществом, обеспечивался боеприпасами и продовольствием десант, захвативший плацдарм, насквозь простреливаемый противником, вывозились раненые.

Группа из 4-9 самолётов в течение 12 дней перевезла 96 т различных грузов и боеприпасов частям 5-й ударной армии, вывезла более 2 тыс. раненых, совершив 330 боевых вылетов в районе Золотой Балки. В условиях распутицы экипажи ГВФ изыскивали новые площадки под аэродромы для 17-й воздушной армии.

14-й отдельный авиаполк ГВФ в этот же период забрасывал в тыл противника диверсионные группы в районе Кривого Рога. При проливном дожде и снегопаде, обстреле истребителями и артиллерией противника доставлял боеприпасы и продовольствие для 8-й гвардейской армии, потеряв в этих вылетах 6 самолётов.

Ранняя весна с беспрерывными дождями превратили район боёв в непролазную трясину. Разрушенные железные дороги лишили войска 2-го Украинского фронта наземных путей снабжения. Наступление задерживалось. На помощь вызвали транспортную авиацию. В течение нескольких суток до 300 самолётов ГВФ и АДД доставляли войскам всё необходимое для борьбы с врагом. Наступление войск было продолжено. 14-му отдельному авиаполку ГВФ за активное участие в боях было присвоено почётное наименование «Криворожский».

«Тихоходы» ГВФ нанесли по фашистам серию ударов с воздуха, обеспечив прорыв конно-механизированной группы генерал-лейтенанта И.А.Плиева в тыл врага.

1-й авиаполк дивизии ГВФ под командованием подполковника К.А.Бухарова при ожесточённых воздушных боях совершил 1446 боевых вылетов при наступлении войск 3-го Украинского фронта на Херсон и Одессу. Взаимодействуя с танковыми и кавалерийскими рейдами, полк доставил более 1 тыс. грузов и 6 тыс. военнослужащих. К сожалению, не обошлось без жертв, два самолёта Ли-2 были сожжены истребителями противника в воздухе, семь человек убиты. За чёткое выполнение заданий командиры кораблей удостоены наград Родины, полку было присвоено почётное наименование «Херсонский».

Многие части ГВФ приняли участие в крупнейшей в истории Отечественной войны операции 1-го и 2-го Украинских фронтов по уничтожению Корсунь –Шевченковской группировки противника.

С размокшего Житомирского аэродрома непрерывно взлетало до 20 самолётов Ли-2 1-й авиационной транспортной дивизии. Без перерывов перевозил горючее и боеприпасы танковым частям генералов П.А.Ротмистрова и И.Ф.Кириченко 18-й отдельный полк ГВФ, совершив 4368 вылетов. Он обеспечивал связь наступавших войск с отстающими колоннами. По завершении операции он получил почётное наименование «Уманский».

При наступлении наших войск в направлении Нового Буга транспортная авиация совершила около 5 тыс. вылетов и перевезла 670 т горючего, боеприпасов И более 6 тыс. новобранцев и раненых.

Наступление советских войск продолжалось около четырёх месяцев и завершилось разгромом всего южного крыла фашистской группировки на участке 1400 км. Они вышли к юго-западным границам СССР, предгорьям Карпат.

Бои за Крым

В боях за Крым в 1944 году отличились экипажи отдельной авиационной дивизии и 1-й отдельной авиаэскадрильи ГВФ. Самолёты авиадивизии связи летали из Москвы в штабы Украинского фронта и отдельной Приморской армии. Они совершили около 900 вылетов, доставили 52 т фельдпочты и других грузов, 475 фельдегерей и офицеров связи. Дивизия была награждена орденом Красного Знамени. 1-я отдельная авиаэскадрилья ГВФ в самый напряжённый период наступления советских войск и Черноморского флота осуществила доставку оружия в Крым с Таманского полуострова на помощь нашему десанту, вела разведку и поддерживала связь с передовыми частями войск и партизанами.

При освобождении Севастополя - последнего очага сопротивления немцев в Крыму – смелостью и отвагой отличились лётчики 87-го отдельного гвардейского авиаполка.

В разгар боевых действий лётчик Д.В.Гордиеко на самолёте ПО-2 с начальником штаба тыла фронта на борту за один день произвёл 21 посадку вблизи дорог и посёлков для поиска и перенацеливания следовавших к Севастополю войск. Д.В.Гордиенко был награждён командующим фронтом орденом Александра Невского.

В список частей, освобождавших Крым, официально занесены 87-й отдельный гвардейский и 2-й авиационный транспортные полки ГВФ. 2-й авиатранспортный полк 1-й авиатранспортной дивизии ГВФ удостоился наименования «Севастопольский».

Лётчики ГВФ в Заполярье

21июня 1944 года войска Карельского фронта перешли в наступление и через месяц выщли к границе Финляндии, ускорив её выход из войны. В начале августа, в итоге Выборгско-Петрозаводской операции враг был изгнан со всей территории Карело-Финской республики.
Наступление советских войск поддерживалось 7-й воздушной армией, 4-м и 5-м отдельными авиаполками ГВФ (командиры подполковники Н.А.Гриценко и Н.А.Опришко). Лётчики этих частей совершили 5700 полётов, перебросили более 6 100 солдат и офицеров, большое количество боеприпасов, вывезли 2 503 раненых. При подготовке к операции 1-я эскадрилья 4-го отдельного авиаполка перебросила в тыл противника более 16 инициативных групп эстонского штаба партизан.

5-й отдельный авиаполк в кратчайшие сроки на самолётах С-47, Г-1 и ПР-5 перебазировал в районы Тихвина, Ладейное Поле и Олеховщина штабы войсковых и авиасоединений, технический состав частей 7-й воздушной армии – в тыл противника, на территорию Финляндии, десанты разведчиков, перелетая линию фронта на бреющем полёте.

Погрузка десанта

Погрузка десанта

Полёты были очень сложны: частые туманы, осадки, низкая облачность. Местность – болота, озёра, скалистые сопки. Летом – белые ночи. Посадку часто совершали на озёра. Нередко при плотном огне зениток противника экипажи У-2 по ночам бомбили немцев с высоты 800-1000м. Более опытные пилоты на самолётах П-5 вели «ночную охоту»: уничтожали железнодорожные эшелоны врага, беря на борт по 400-500 кг бомб замедленного действия.

По завершении операций на Карельском фронте боевая деятельность 40-го и 52-го отдельных авиационных полков ГВФ закончилась. В апреле 1945 года они были переданы в 13-ю Воздушную армию ВВС.

О героизме бывших аэрофлотовцев в боях на Крайнем Севере свидетельствуют многочисленные правительственные награды. Более 500 человек удостоены медали «За оборону Советского Заполярья».

Операции «Багратион», «Звёздочка» и «Дети»

Главные события 1944 года развивались на Центральном участке фронта.

Крупнейшей наступательной операцией в этот период стала Белорусская, вошедшая в историю под условным названием «Багратион». В ней было задействовано четыре фронта, пять воздушных армий и корпуса АДД.

ГВФ был привлечён к операции в количестве четырёх авиаполков и двух дивизий, насчитывающих более 300 самолётов. К началу операции экипажи ГВФ изыскали более десятка грунтовых аэродромов для воздушных армий, доставили горюче-смазочные материалы, боекомплекты бомб, снаряды и патроны. Перебросили на передовые аэродромы наземную технику с личным составом воздушных армий. Только 3-й авиаполк капитана Г.А.Тарана, совершая на Ли-2 по 8-10 вылетов в день, перебазировал штабы, имущество и техсостав более 30-ти боевых авиаполков. 9-й отдельный авиаполк ГВФ, работая с аэродрома Сеща, совершил свыше 2200 вылетов в интересах 4-й воздушной армии.

Экипажи ГВФ обеспечивали оружием партизан, помогали их взаимодействию с войсками, осуществляли поддержку огнём. Экипажи 120-го гвардейского полка ГВФ (командир подполковник И.В.Сулимов) обеспечили боеприпасами 19 партизанских бригад. Командир звена 620-го отдельного гвардейского авиаполка ГВФ старший лейтенант Б.А.Лахтин наносил удары по немцам, взлетая с партизанских площадок.

В историю Аэрофлота славной страницей вошли полёты в тыл противника при осуществлении операций «Звёздочка» и «Дети».

Необходимо было срочно вывезти 186 воспитанников Полоцкого детского дома, спрятанных партизанами в лесу. 105-му гвардейскому авиаполку была поставлена задача вывезти детей на Большую землю. Задача была трудной и выполнялась во время ночных полётов, в сложных метеоусловиях, с посадками на размокшие лесные площадки партизан.

Гвардии лейтенант А.П.Мамкин 150 раз пересекал огненный рубеж. Свой последний рейс он совершил, спасая детей и раненых на борту своего Р-5. Подлетая к линии фронта, его самолёт попал в плотное кольцо зенитного огня, затем был обстрелян истребителями. Самолёт вспыхнул, Мамкин был ранен в голову, загорелся его комбинезон, но, невзирая на это, пилот с трудом посадил самолёт на замёрзшее болото. Пассажиры были спасены, сам Мамкин скончался через 6 дней в госпитале.

Участвуя в такой же операции, 13-й отдельный авиаполк эвакуировал из тыла противника в Калининской области 1571 ребёнка, 93-х матерей и более сотни раненых партизан. В короткие светлые июньские ночи, под огнём противника, он совершил 377 самолёто-вылетов на лёгких машинах.

Перед решающей битвой

23 июня 1944 года началось крупномасштабное наступление советских войск на Белорусском направлении. Оборона немцев была прорвана, советская авиация громила крупные группировки врага под Витебском и Бобруйском, Минском и Каунасом, Вильнюсом и другими городами. В зоне действия войск транспортные полки ГВФ совершили за эту операцию около 35тыс. самолёто-вылетов и перебазировали более 43тыс. человек, из них 5 095 раненых.

Герой Советского Союза Г.А.ТаранГерой Советского Союза Г. А. Таран
После прорыва обороны противника транспортные полки начали перебрасывать части ВВС на оставленные немцами аэродромы, изыскивали новые вблизи линии фронта – для штурмовиков. Задания были очень ответственные, так как штабы наступающих армий неоднократно меняли свою дислокацию и их надо было своевременно находить, обеспечивать связью и разведданными. Группа из 8-10 самолётов 1-го авиационного транспортного полка под командованием капитана Г.И.Иванова обеспечивала наступление войск 2-го Белорусского фронта в направлении Минск-Вильнюс-Каунус. Одновременно полк помогал танковому корпусу генерала Обухова в окружении и уничтожении немецких войск в Минском котле.

9-й отдельный авиаполк за период наступления совершил 9 692 вылет. Не меньшую нагрузку несли и другие части ГВФ. По окончании Белорусской операции, в конце августа 1944 года наша армия освободила Белоруссию, часть Литвы и Латвии и вступила на территорию Польши.

Среди почти сотни авиационных частей и соединений, удостоенных за операцию почётных наименований, названы были и два полка ГВФ: 105-й отдельный гвардейский авиаполк ГВФ получил наименование «Паневежский», 3-й авиатранспортный полк 1-й авиационной транспортной дивизии ГВФ – наименование «Виленский». Особо был выделен командир полка Г.А.Таран, который проявил себя в Белорусской операции не только как ас, но и как талантливый руководитель. Его авиаполк успешно выполнял все поставленные перед ним задачи.

За годы войны сам Г.А.Таран совершил 599 боевых вылетов, из них 230 - ночью в глубокий тыл врага. В одном из вылетов, пренебрегая смертельной опасностью, Таран дерзко вывел из тыла противника целый экипаж ранее сбитого самолёта ГВФ, произведя при этом посадку и взлёт на вражеском аэродроме города Лида под огнём противника.

Личный пример молодого командира вдохновлял на ратные подвиги подчинённых. Родина высоко оценила боевые заслуги Г.А.Тарана, присвоив ему в 1944 году звание Героя Советского Союза. Его имя носит Сасовское лётное училище гражданской авиации.

Освобождение Восточной Европы

Характерной особенностью полётов гражданской авиации летом 1944 года стало то, что они производились над территориями восточно-европейских государств: на Балканах, в Прибалтике, Польше, Румынии, Болгарии, Югославии, Восточной Пруссии. Основным направлением стало ведение воздушной разведки за передвижением войск противника, разбрасывание листовок, поддержка партизанских формирований в странах Восточной Европы, переправка в штабы Народных армий советских военных миссий и групп офицеров связи, а также сформированных на территории СССР лётных частей Чехословакии, Румынии, Югославии. По просьбе представителей Народных фронтов, экипажами ГВФ в тыл врага было переброшено несколько тысяч югославских, греческих, албанских антифашистов и советских военных специалистов ГВФ, участвовавших в операции «Воздушный мост» в Словакии.

Наши лётчики летали под яростным огнём ПВО противника. 385 сложных боевых вылетов в страны Восточной Европы совершил заместитель командира эскадрильи Н.И.Рышков. За мужество и отвагу при выполнении боевых заданий ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Этот замечательный лётчик и после войны летал по международным трассам, достойно представляя наше отечество за рубежом.

Огромную помощь оказали наши авиаторы народу Югославии в борьбе с гитлеровскими оккупантами. На базе города Бари была специально сформирована группа ГВФ (АГОН) из 12 самолётов С-47, которые прилетели из Москвы, преодолев трудный путь через Тегеран – Хаббанию – Каир – Мальту – Бари. Эту эскадрилью возглавлял мастер ночных полётов в тыл врага майор П.Ф.Еромасов. Летать к партизанам Югославии приходилось и днём и ночью, над морем, в гористые районы, на площадки, организуемые в 10-15 км от немецких гарнизонов в ущельях и долинах рек, лавируя между вражескими постами ПВО. Но, несмотря на все эти сложности, группа ГВФ выполнила задание вдали от Родины. 114 авиаторов АГОН были награждены орденами и медалями, в том числе – югославскими. Лётчики Д.С.Езерский, А.С.Шорников, Б.Т.Калинкин, В.Ф.Павлов, В.А.Шипилов, штурман П.Н.Якимов были удостоены звания Героя Советского Союза.

После завершения боёв в Югославии группа ГВФ перебазировалась на аэродром Земун (под Белградом) и стала летать на оказание помощи югославскому населению, а с января 1945 года включилась в боевую работу наступавших частей Красной армии, участвовала в битве за Будапешт.

С начала 1945 года началась крупнейшая Висло-Одерская наступательная операция. Сопротивление авиации противника резко возросло. Участвующие в операции полки ГВФ несли большие потери. Затрудняла работу неустойчивая погода на всём протяжении фронта от Балтики до Карпат. Посадочные площадки раскисали, много раз приходилось переоснащать самолёты с колёс на лыжи и наоборот.

Экипажи ГВФ помогали 16-й воздушной армии в переброске на вновь создаваемые грунтовые аэродромы хозяйства боевых авиаполков, доставляли для быстро продвигающейся пехоты весеннюю обувь. Также работали по заданиям штабов воздушных армий, выполняли ночную разведку коммуникаций и морских портов немцев, наносили бомбовые удары по засечённым автоколоннам, изыскивали площадки для новых передовых аэродромов.

26-й отдельный авиаполк ГВФ принял участие в разгроме Будапештской группировки немцев. Имея 66 самолётов и 103 лётчика, он выполнил 7800 самолёто-вылетов за 22 дня. Весь личный состав был награждён медалью «За взятие Будапешта».

В целом в ходе Висло-Одерской операции авиачасти ГВФ оказали ощутимую помощь наземным и лётным боевым частям. 16 апреля 1945 года одновременно тремя фронтами и четырьмя воздушными армиями началась грандиозная Берлинская операция. В боях на Берлинском направлении от ГВФ были задействованы 10-я гвардейская авиационная транспортная дивизия (командир генерал-майор Ш.Л.Чантокадзе ), 62-й отдельный гвардейский авиаполк, 23-й и 69-й отдельные авиаполки и 3-я авиадивизия связи. Южнее Берлина в Словакии, продолжал воевать отдельный гвардейский авиаполк.

В целом на Берлинском направлении части ГВФ сделали 20 120 боевых вылетов – ощутимый вклад на фоне 91 тыс. вылетов, произведённых боевой авиацией. Части ГВФ перевезли 11 700 бойцов и командиров, 365 т грузов.

Акт о капитуляции Германии был доставлен в Москву аэрофлотовцем, командиром 19-го отдельного транспортного авиаполка гвардии подполковником А.И.Семенковым на самолёте Ли-2.

Всё для фронта, всё для победы!

Подлинный трудовой подвиг в годы войны совершили и коллективы гражданского воздушного флота, работавшие в тылу. Передав во фронтовые формирования ГВФ наиболее подготовленный лётный и инженерно-технический состав, свою лучшую материальную часть, все территориальные управления с первого и до последнего дня войны, не считаясь с неслыханными трудностями, вносили свой вклад в обеспечение победы над немецко-фашистскими захватчиками.

В короткое время все тыловые подразделения перестроились на военный лад. Призыв Родины: «Всё для фронта, всё для победы!» - стал законом их жизни. Почти на всех должностях места ушедших на фронт мужчин заняли женщины. На их плечи легли аэродромная служба, ремонт техники, подсобное хозяйство и быт.

На тыловых воздушных линиях продолжались перевозки, но в основном по заданиям Наркомата обороны и ГУ ГВФ. Нередко экипажи находились в воздухе по 14-16 часов и делали всё, чтобы в кратчайшие сроки обеспечить потребности фронта в вооружении, запчастях к технике и многом другом. В то же время не прекращалось строительство в тылу новых аэродромов и аэропортов, открытие новых авиалиний.

В связи с эвакуацией ряда отечественных авиазаводов на восток станы, фронт испытывал острую потребность в самолётах. Правительство организовало их срочную поставку с действующих заводов, а также из США и Англии по ленд-лизу.

Главное управление ГВФ уже в 1941 году приступило к перегонке в действующую армию самолётов Ил-4, изготавливающихся в Комсомольске-на-Амуре, выделив 70 своих экипажей, которые до конца года перегнали более 200 боевых машин.

Чтобы сократить потери поступающей по ленд-лизу авиатехники северными морскими караванами, было принято решение о строительстве более безопасной воздушной линии для перегонки самолётов из США через Восточную Сибирь. Трасса проходила через районы с исключительно суровыми климатическими условиями, через полюс холода Оймякон, Чукотку и Аляску, над необжитыми местами. В сжатые сроки, всего за 10 военных месяцев, испытывая огромные трудности, в условиях пониженных температур, были построены 16 аэродромов, приёмно-передающие радиоцентры, установлены радиопеленгаторы, примитивное жильё, созданы необходимые службы.

7 октября 1942 года началась перегонка американских самолётов. Полученная авиатехника требовала доработки, необходимо было переучивать лётчиков и техников. За весь период было переучено 619 лётчиков, 363 инженера и техника на 10 типах самолётов. В результате самоотверженной работы лётного и технического состава трассы за время её действия было перегнано из США и сдано в Красноярске 8 094 боевых и транспортных самолёта типа Б-25, А-20, П-39, П-63,П-40, АТ-6 и С-47.

Эта трасса стала важной международной магистралью, связывающей СССР с США, Канадой и другими союзниками по антигитлеровской коалиции.

Не менее напряжённо, чем на перегоночной трассе, работали аэрофлотовцы и на внутренних линиях. В трудном для всей страны 1942 году аэрофлот перевозил грузы для оборонной промышленности, в том числе для Танкопрома, Наркомата вооружения, Наркомата боеприпасов. Значительный вклад в перевозку грузов внесли коллективы Дальневосточного управления, Обского ОАО, Армянского ОАО и Якутской авиагруппы. В выполнении заданий ГКО отличились коллективы Московского и Восточно-Сибирского управления. Особое место в тылу заняла срочная доставка ценного сырья для оборонной промышленности из районов Дальнего Востока, Средней Азии и Казахстана.

По мере освобождения территории страны от немецко-фашистских захватчиков перед авиапредприятиями ГВФ встали новые задачи – участие в восстановлении разрушенного народного хозяйства и городов. В 1943 году авиатранспортом было доставлено в освобождённые районы 2,5 тыс. грузов, перевезено 15 тыс. пассажиров.

По мере возрождения материально-технической базы гражданской авиации возрастала помощь Аэрофлота Украине, Крыму и Северному Кавказу.

Родина помнит, Родина гордится!

Великая Отечественная война стала не только труднейшим, но и самым героическим этапом истории гражданской авиации СССР. Аэрофлот в кратчайшие сроки перестроился на военный лад и ввёл мобилизационные планы, сосредоточив основные усилия на оказании всемерной помощи фронту.

В состав особых подразделений ГВФ и в части ВВС Красной армии и авиации дальнего действия были переданы лучшие кадры авиаторов. Личный состав ГВФ оправдал доверие народа, Родины и проявил высокий патриотизм и любовь к своему Отечеству. На фронте и в тылу он показал высокие образцы мужества, самоотверженности и массового героизма.

Фронтовые части ГВФ за годы войны совершили в зоне фронтовой полосы и в тылу противника около 1,5 млн самолёто-вылетов. Они участвовали во всех крупных оборонительных и наступательных операциях советских войск, следуя за ними, часто меняя оперативные аэродромы.

На части ГВФ легла основная тяжесть срочных перевозок личного состава ВВС и раненых, а также боеприпасов и военных грузов в пределах фронтов, доставки грузов для партизан.

Сотни бессонных ночей провели авиаторы в воздухе, выиграв тысячи поединков со смертью. Сколько надо иметь силы воли, знаний и умения, какой надо обладать выносливостью, чтобы совершать по 400 и более боевых вылетов, пройдя в небе войны сотни тысяч километров.

Война обожгла своим пламенем судьбы многих авиаторов ГВФ. На фронтах погибло 579 пилотов, 487 членов лётных экипажей и других категорий авиаспециалистов. Фронтовые части ГВФ потеряли 1074 самолёта.

За годы войны в ГВФ выросла целая плеяда прославившихся лётчиков, штурманов, бортрадистов, инженеров, техников и командиров. Заслуги личного состава ГВФ в оказании помощи фронту высоко оценило командование Красной армии и советское правительство.

За успешное выполнение боевых заданий, мужество и храбрость, проявленные на фронтах Великой Отечественной войны, четыре отдельных авиаполка, отдельная авиаэскадрилья и 10-я авиатранспортная дивизия ГВФ были преобразованы в гвардейские, двенадцати полкам были присвоены почётные наименования городов, в освобождении которых они участвовали. Семь полков и дивизия ГВФ были награждены боевыми орденами. 3-я отдельная авиационная дивизия связи и 97-й отдельный авиаполк ГВФ награждены орденами Красного Знамени, 44-й отдельный Уманский и 26-й отдельный Криворожский авиаполки ГВФ - орденами Богдана Хмельницкого 2-й степени. 69-й отдельный Ломжинский авиаполк ГВФ награждён орденом Кутузова 3-й степени. 120-й гвардейский Инстербургский и 105-й гвардейский отдельные авиаполки ГВФ были удостоены орденов Александра Невского, а 23-й отдельный Берлинский авиаполк ГВФ был награждён двумя орденами – Александра Невского и Богдана Хмельницкого 2-й степени.

Орденами и медалями награждено более 15 тыс. авиаторов-фронтовиков, а с учётом работавших в тылу - более 20 тыс. человек. 15 лётчиков из фронтовых частей ГВФ за героизм и мужество удостоены высокого звания Герой Советского Союза. О бессмертных подвигах авиаторов ГВФ напоминают сегодня многочисленные памятники. Они встали в тех местах, где полыхало пламя самой жестокой войны в истории человечества. Именами прославившихся авиаторов названы лётные учебные заведения гражданской авиации, улицы и площади многих городов России.

В аэропорту Внуково открыт величественный памятник-стелла лётчикам Аэрофлота, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Ежегодно 9 мая почтить память героев собираются все жители авиагородка.

Памятник лётчикам гражданской авиации, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Внуковский авиагородок

Памятник лётчикам гражданской авиации, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Внуковский авиагородок

Всё дальше уносит время события 1941-1945 годов. Заросли травой фронтовые аэродромы, окопы, траншеи и землянки, не осталось в строю и самолётов военной поры. Но память людей, переживших войну, архивные документы и   память потомков о подвигах отцов и дедов не дают забыть страшное лихолетье. Не случайно праздник Победы  -  это праздник со слезами на глазах, праздник памяти всех тех, кто не жалел себя ради Победы, всех, кто подарил нам мирное безоблачное небо над головой.

Низкий поклон всем вам и вечная память!

 

По материалам Историко-публицистического издания «Транспорт в годы Великой Отечественной войны. Исторические хроники» Издательство «Пан пресс»